LAW-KONSULT.RU

Как правильно вступить в наследство


Warning: Creating default object from empty value in /home/u487922/law-konsult.ru/html/modules/mod_random_image/helper.php on line 85
law-konsult1.jpg

Последние материалы


Warning: Creating default object from empty value in /home/u487922/law-konsult.ru/html/modules/mod_jabulletin/helper.php on line 170

Warning: Creating default object from empty value in /home/u487922/law-konsult.ru/html/modules/mod_jabulletin/helper.php on line 170

Warning: Creating default object from empty value in /home/u487922/law-konsult.ru/html/modules/mod_jabulletin/helper.php on line 170

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/u487922/law-konsult.ru/html/templates/ja_olivine_template_j15/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/u487922/law-konsult.ru/html/templates/ja_olivine_template_j15/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/u487922/law-konsult.ru/html/templates/ja_olivine_template_j15/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/u487922/law-konsult.ru/html/templates/ja_olivine_template_j15/html/pagination.php on line 135

§ 2. Оформление и охрана наследственных прав - продолжение


Таким образом, в отличие от свидетельств, которые выдаются в иных случаях и только подтверждают уже возникшее право наследования, свидетельство о праве на наследство при переходе выморочного имущества в порядке наследования к Российской Федерации устанавливает, что наследники отсутствуют или отпали по указанным в законе основаниям, а поэтому наследственное имущество как выморочное должно перейти в собственность Российской Федерации.
Если при отсутствии наследников по закону завещана только часть имущества наследодателя, остальная часть переходит к государству.
Приобретение выморочного имущества государством имеет свою специфику. Так, в соответствии с п. ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется. При этом государство является своего рода “обязательным” наследником, поскольку  в силу правил ст. 1157 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается. 
В соответствии с законом  выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Следует также иметь в виду, что п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает передачу в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований именно наследственного имущества.  Это возможно, таким образом,  только тогда, когда Российская Федерация, оформив в установленном порядке свои права на это имущество, передает его в собственность иных публично-правовых образований.
Как видно из указанных положений закона, права Российской Федерации на наследственное имущество возникают не в результате принятия наследства, а в результате отсутствия или отпадения иных наследников. Установить указанные факты представляется возможным лишь в результате процедуры по выдаче свидетельства о праве на наследство. Эти обстоятельства дают основания для вывода о том, что свидетельство о праве на выморочное имущество имеет правообразующее, а не правоподтверждающее значение.
Статья 1162 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет правило о том, что свидетельство при переходе выморочного имущество в порядке наследования к Российской Федерации выдается на общих основаниях (т.е.  по месту открытия наследства нотариусом или иным уполномоченным лицом по заявлению наследника). Содержащая нормы о сроках выдачи свидетельства ст. 1163 Гражданского кодекса Российской Федерации, каких-либо специальных правил о сроке выдачи такого свидетельства не содержит. Из изложенных положений закона  следует, что хотя от государства и не требуется совершения сделки по принятию наследства, наследственное имущество, тем не менее, не переходит в собственность государства автоматически. Для приобретения прав на наследственное имущество государство должно получить свидетельство о праве на наследство.
Однако, как уже отмечалось ранее, свидетельство о праве на наследство выдается только по заявлению наследника. Без такого заявления свидетельство о праве на наследство государству выдано не будет. В настоящее время, в отсутствие специального закона о порядке наследования и учета выморочного имущества, принятие которого предусмотрено п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации,  в соответствии с инструкцией Министерства финансов СССР от 19 декабря 1984 г. № 185 (в ред. от 13.08.91 г.) «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» и разъяснением Государственной налоговой службы Российской Федерации от 14 октября 1998 г. № 02-1-11 свидетельство о праве на наследство выдается Российской Федерации по заявлению инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (в настоящее время – Федеральная налоговая служба).

 

  • При выдаче свидетельства о праве на наследство нотариус осуществляет функцию предварительного контроля за законностью в наследственных правоотношениях. Так, в течение шести месяцев после открытия наследства  нотариус получает сведения о том, кем принято наследство, убеждается, что между наследниками нет спора, что ими не оспаривается имеющееся завещание и др. Поскольку свидетельство о праве на наследство должно бесспорно подтвердить наличие у наследника определенных прав на наследственное имущество, нотариус при выдаче свидетельства должен путем истребования необходимых доказательств убедиться в этом. Как справедливо отмечается в литературе , нотариус, для того, чтобы проверить все правообразующие фаты и вытекающие из них права, должен провести исследование по трем направлениям: 1) по линии проверки факта, времени и места открытия наследства ; 2) по линии выяснения оснований наследования и личности наследников и 3) по линии проверки прав наследодателя на объекты наследования . В случае отсутствия препятствий нотариус выдает наследникам, принявшим наследство, свидетельство о праве на наследство.
  • Выдача свидетельства о праве на наследство может быть приостановлена по решению суда. Кроме того, выдача свидетельства  приостанавливается в обязательном порядке при наличии зачатого, но еще не родившегося наследника (п. 3 ст. 1163 ГК РФ) .
  • В ряде случаев, при выдаче свидетельства о праве на наследство необходимо использование судебной процедуры. Так, если наследник фактически принял наследство, но нотариусом по каким-либо причинам отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство, требования заявителя, не согласного с действиями нотариуса, должны рассматриваться в порядке особого производства. В случае, когда наследник фактически принял наследство и предоставил нотариусу необходимые документы , однако ему было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство, его заявление об отказе в совершении нотариального действия рассматривается по правилам, предусмотренным главой 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Если же у наследника, фактически принявшего наследство, отсутствуют указанные выше документы, необходимые для получения свидетельства о праве на наследство, и нет возможности получить их иным путем, заявление об установлении факта принятия наследства рассматривается по правилам, предусмотренным главой 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
  • В тех случаях, когда при оспаривании отказа нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство либо при рассмотрении заявления об установлении факта принятия наследства возникает спор о праве гражданском, такие требования подлежат рассмотрению судом в порядке искового, а не особого производства .

Из изложенного могут быть сделаны следующие выводы.

Свидетельство о праве на наследство, выдаваемое наследникам по завещанию и по закону, по своей правовой природе имеет правоподтверждающий характер. Оно избавляет наследника от необходимости доказывать свое право на наследство перед третьими лицами, тем самым устраняя возможность споров относительно этого права между ним и иными субъектами, включая других наследников.
Свидетельство о праве на наследство имеет значение и для третьих лиц, избавляя их от необходимости проверять соответствующие права наследника.
Свидетельство о праве на выморочное имущество, в отличие от этого, имеет правообразующий характер. С его получением связывается возникновение у государства (Российской Федерации) права собственности или иного права в отношении наследственного имущества.
В гражданских правоотношениях действие о праве на наследство проявляется двояко.
Первый аспект его действия может быть охарактеризован как презумпция правильности свидетельства о праве на наследство. Как нотариальный акт, выданный нотариусом или иным уполномоченным лицом от имени Российской Федерации, свидетельство о праве на наследство создает опровержимую презумпцию о том, что лицо, указанное в качестве наследника в свидетельстве, действительно является им, а имущество, перечисленное в свидетельстве, действительно входит в состав наследства.. Как и всякая опровержимая презумпция, презумпция правильности свидетельства о праве на наследство может быть опровергнута. Однако для этого свидетельство о праве на наследство должно быть признано недействительным в судебном порядке. Сам нотариус, за исключением случая п. 2 ст. 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации, не вправе аннулировать выданное им свидетельство.
Другим аспектом действия свидетельства о праве на наследство является его публичная достоверность. В этом смысле наличие свидетельства способствует, на наш взгляд,   защите прав и законных интересов добросовестного третьего лица, совершившего сделку с наследников, указанным в свидетельстве. До тех пор, пока свидетельство о праве на наследство не признано недействительным, любое лицо вправе совершать с наследником любые сделки в отношении имущества, указанного в свидетельстве, не опасаясь неблагоприятных последствий исполнения в пользу ненадлежащего лица. Свидетельство о праве на наследство в смысле предписаний ст. 312 Гражданского кодекса Российской Федерации является достаточным доказательством того, что исполнение принимается управомоченным лицом. В связи с этим, если должник исполняет обязательство в отношении указанного в свидетельстве наследника, права которого были затем оспорены, то надлежащие наследники в дальнейшем не смогут предъявить каких-либо требований к такому должнику. Исполненное им  в отношении гражданина, который действовал как наследник, они вправе истребовать от последнего в судебному порядке по правилам о неосновательном обогащении (гл. 60 ГК РФ).

  • Взимание государственной пошлины при наследовании. Порядок исчисления и уплаты государственной пошлины установлен Основами законодательства РФ о нотариате и Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 Основ за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 Основ.
Льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.
При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица возмещают ему фактические транспортные расходы.
В соответствии со ст. 333.24 НК РФ за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

  • за удостоверение завещаний, за принятие закрытого завещания – 100 рублей;
  • за вскрытие конверта с закрытым завещанием и оглашение закрытого завещания — 300 рублей;
  • за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию:
  • детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя — 0,3 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 100 000 рублей;
  • другим наследникам — 0,6 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 1 000 000 рублей;

- за принятие мер по охране наследственного имущества – 600 рублей;
За нотариальные действия, совершаемые вне помещений государственной нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственная пошлина уплачивается в размере, увеличенном в полтора раза;
В ст. 333.35 НК РФ закреплен перечень лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины. Например, от уплаты государственной пошлины освобождаются физические лица — Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы – в том числе и  при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия; физические лица — участники и инвалиды Великой Отечественной войны – также, в частности, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия.
В силу правил ст. 333. 38 от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий также освобождаются:
- органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом;
- инвалиды I и II группы — на 50 процентов по всем видам нотариальных действий;
- физические лица — за удостоверение завещаний имущества в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований;
- общественные организации инвалидов — по всем видам нотариальных действий;
- физические лица — за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании:
жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты или долей в указанном недвижимом имуществе, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти;
имущества лиц, погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка, а также имущества лиц, подвергшихся политическим репрессиям. К числу погибших относятся также лица, умершие до истечения одного года вследствие ранения (контузии), заболеваний, полученных в связи с вышеназванными обстоятельствами;
вкладов в банках, денежных средств на банковских счетах физических лиц, страховых сумм по договорам личного и имущественного страхования, сумм оплаты труда, авторских прав и сумм авторского вознаграждения, предусмотренных законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности, пенсий.
Наследники, не достигшие совершеннолетия ко дню открытия наследства, а также лица, страдающие психическими расстройствами, над которыми в порядке, определенном законодательством, установлена опека, освобождаются от уплаты государственной пошлины при получении свидетельства о праве на наследство во всех случаях независимо от вида наследственного имущества;
- наследники работников, которые были застрахованы за счет организаций на случай смерти и погибли в результате несчастного случая по месту работы (службы), — за выдачу свидетельств о праве на наследство, подтверждающих право наследования страховых сумм;
- финансовые и налоговые органы — за выдачу им свидетельств о праве на наследство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
- наследники сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, застрахованных в порядке обязательного государственного личного страхования, погибших в связи с осуществлением служебной деятельности либо умерших до истечения одного года со дня увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы, — за выдачу свидетельств о праве на наследство, подтверждающих право наследования страховых сумм по обязательному государственному личному страхованию.
За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 22 Основ).



 

Самые популярные


Warning: Creating default object from empty value in /home/u487922/law-konsult.ru/html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/u487922/law-konsult.ru/html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/u487922/law-konsult.ru/html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/u487922/law-konsult.ru/html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/u487922/law-konsult.ru/html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79


Навигация: Главная Метелев, Храмцов. Нотариат и реализация наследственных прав § 2. Оформление и охрана наследственных прав - продолжение